"Фирма

                     Ковалевъ"

O фирме Услуги Инструкции Книги Статьи Видео Контакты Конференции Рассказы
 

Содержание сайта

Главная
Услуги
Инструкции
Книги
Статьи
Видео
Контакты
Конференции
Рассказы

Админ


По всем вопросам, касающимся работы сайта, обращайтесь к администратору


 


Rambler's Top100






Статьи
1)О ремонте оси вращения электронного тахеометра
2) О ремонте компенсаторов тахеометров ТА-3, - 3М
3) Что мы знаем о приборах, с которыми работаем?
4) Устройство приборов Карл Цейсс
5) Об устройстве цифровых нивелиров DiNi
6) Тахеометры фирмы Carl Zeiss серии E и их ремонт
7)Как устроен системный тахеометр "Carl Zeiss" серии S
8) Основы диагностики и ремонта электронных тахеометров
9) ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРОННЫХ ТАХЕОМЕТРОВ (2 часть)
10) Тахеометры в дилерских сетях
11) Как иностранцы торгуют в России
12) Измеряем расстояния и углы
13) МАЛ ЗОЛОТНИК...
Лазерные нивелиры и их применение
14) Устройство тахеометра
15) Переделываем приборы сами
16) Пассивный дальномер Ковалева

О ремонте оси вращения электронного тахеометра
Журнал  "Геодезия и картография" №6, июнь 1996

В связи с конструктивными особенностями ось вращения тахеометра никогда не чистят и не смазывают, так как эта процедура связана с полной разборкой прибора. Ось и втулка постепенно забиваются пылью, масло густеет и высыхает. Ось вращения заклинивается, и тахеометр становится непригодным к использованию. Обычно ремонт выполняется на заводе-изготовителе, так как после него при сборке необходима тщательная юстировка лимба, оптического моста и фотоприемного устройства. Но эту работу могут выполнить оптик-механик и электронщик. Порядок разборки тахеометра Снять ручку с колонок прибора, чтобы можно было поставить его на колонки. Снять блок питания и панель управления. Вынуть наводящий винт алидады и фиксатор и снять дно тахеометра. Вставив ось в трегер, поставить тахеометр в нормальное положение и снять со зрительной трубы обе крышки. Отвернув болты, крепящие блок фото-электронного фотоумножителя (ФЭУ) к корпусу зрительной трубы, отсоединить разъем, световод и, отпаяв кабель, идущий из ФЭУ к плате генератора масштабных частот (ГМЧ), вынуть блок ФЭУ из зрительной трубы. Отпаяв кабели от лазера и кабель, идущий от ГМЧ к ФЭУ, повернуть плату ГМЧ так, чтобы, просунув длинную отвертку сквозь трубу, можно было отвернуть болты, крепящие заглушку. Сняв заглушку, вывернуть под ней четыре болта, крепящие ось. Установив тахеометр на колонки, отпаять два кабеля от светодиода оптического моста и пять проводов от фотоприемного устройства на другом конце моста, вынуть ось вместе с мостом и лимбом. В отличие от теодолита световая призма и фотоприемное устройство тахеометра крепятся к оптическому мосту и находятся под лимбом, поэтому невозможно вынуть ось из втулки, не сняв лимб. В связи с этим надо отвернуть шесть болтов, крепящих лимб к втулке. Проложив бумажные прокладки между призмами моста сверху и снизу лимба, вытянуть ось из втулки вместе с лимбом. Если ось заклинена, то надо зажать втулку в тисках через деревянные губки и вытягивать ось осторожно, но сильно. Отвернув четыре болта, крепящие мост к оси, боком снять его с лимба. Ось и втулку необходимо тщательно промыть бензином и смазать. Если ход оси во втулке после этого останется тугим, то надо воспользоваться абразивным порошком. Затем ось и втулку снова тщательно промыть бензином и смазать. Порядок сборки и юстировки тахеометра Продеть ось в лимб, надеть сбоку на него оптический мост и проложить между призмами моста и лимбом бумажные прокладки. Прикрутить мост к оси четырьмя крепежными болтами, надеть втулку на ось и прикрепить лимб к втулке шестью болтами. Нарастить все кабели, отпаянные от светодиода и фотоприемного устройства, на 300-40 см. Припаять все ранее отпаянные кабели, соединить разъемы и установить платы так, чтобы при включении прибора не произошло короткого замыкания. Зажав в центраторе выступающий из втулки нижний конец оси, отцентрировать лимб по полосе. Оцифровки градусов на лимбе нет, поэтому ось невозможно центрировать по двум микроскопам. Установив ось с лимбом возле тахеометра, подпаять провода к выводам светодиода и фотоприемного устройства. Система электронного считывания резко отличается от оптической. По краям лимба проходят две полосы со штрихами. Штрихи внешней и внутренней полос "сбиты" относительно друг друга на 1/4 расстояния между ними. Под каждой полосой расположены по два фотоприемных устройства: sinB, cosB, где B- горизонтальный угол. По одной полоседатчик угла не сможет определить направление счета. Подпаяв провода, включить тахеометр в режиме Р2 и плавно вращать мост вокруг лимба. Если отсчеты на индикаторе не будут изменяться, значит до фотоприемного устройства не доходит излучение от светодиода и следует проверить положение световой призмы, вынув из трубки светодиод вместе с линзами. При наблюдении в рубку должны быть видны обе полосы лимба. В противном случае, меняя положение световой призмы, надо добиться изображения полос лимба. Затем вставить на место светодиод с линзами и включить тахеометр. Если отсчеты опять не изменяются или без поворота моста вокруг лимба начинают увеличиваться или уменьшаться, значит, надо юстировать положение фотоприемников и призмы над ними, пока отсчеты на индикаторе не изменятся в зависимости от поворота моста вокруг лимба. Затем подключают осциллограф к предварительному усилителю и измеряют амплитуду сигнала на вертикальном круге. Перемещая линзы и призмы оптического моста, получают такую же амплитуду на горизонтальном круге. Добившись нормальной работы угломерной части прибора, следует собрать тахеометр в обратной последовательности и проверить функционирование прибора. Для ремонта оси следует иметь: тестер, осциллограф, паяльник, центратор, набор отверток, пинцет. Уважаемые читатели! Если у Вас возникли вопросы по ремонту ТА-3 и ТА-ЗМ, то можете обратиться непосредственно к автору механику Сергею Владимировичу Ковалеву.
Телефон (095) 158-94-91.



О ремонте компенсаторов тахеометров ТА-3,-3М
Журнал  "Геодезия и картография", 8'97

Из-за некачественной сборки и юстировки компенсатора (не используются латунные ограничительные винты) прибор быстро выходит из строя. Для проверки работы компенсатора надо навести зрительную трубу тахеометра на удаленную точку и снять отсчет по вертикальному кругу (режимР1). Затем наклонить вертикальную ось тахеометра подъемным винтом, следя, чтобы отсчеты по вертикальному кругу менялись в пределах 1-3'. После этого вновь навести зрительную трубу на ту же точку. На индикаторе должен быть первоначальный отсчет с отклонением ± 1 -2". Затем необходимо проделать то же самое при наклоне вертикальной оси в противоположную сторону. Если отчет изменился более чем на 2", значит, компенсатор вышел из строя. Отремонтировать его можно следующим образом: снять крышку левой колонки; разъединив разъем, снять датчик угла СБ-1-11, предварительный усилитель СБ-1-59, расположенный под компенсатором, и демпфер компенсатора. Компенсатор надо внимательно осмотреть и проследить, чтобы в нем не было ворсинок, следов смазки, комочков грязи, затем тщательно промыть авиационным бензином либо спиртом, особенно четыре струны в нижней части. Далее надо посмотреть, как завернуты ограничительные винты с боков верхней части демпфера. Дело в том, что на заводе при сборке компенсатора винты ввинчивают в дюралевый корпус ограничителя не насквозь, компенсатор настраивают перемещением струн в его нижней части, и маятник постоянно бьется о дюралевые борта демпфера, в результате чего дюраль деформируется и маятник залипает к нему. Осмотрев и промыв демпфер и нижнюю часть маятника, можно приступать к сборке. Для этого надо установить демпфер так, чтобы штифт компенсатора оказался внутри пространства, ограниченного струнами. Подключив датчик угла СБ-1-11 и уложив его на диэлектрике, включить прибор в режиме Р1. Наклоняя вертикальную ось прибора подъемными винтами, снять отсчеты по вертикальному кругу при крайних положениях компенсатора относительно струп. Перемещая струны при помощи котировочных винтов, достичь среднею положения компенсатора и зафиксировать струны винтами. Предварительно смочив ацетоном стопоры ограничительных винтов, ослабить их. Постепенно ввинчивать винты, пока они не пройдут насквозь корпус демпфера. Когда это произойдет, удары маятника станут более звонкими. Контролируя в режиме Р1 отсчеты по вертикальному кругу, установить ограничительными винтами диапазон компенсации 3' в каждую сторону и зажать их стопорами. Установить предварительный усилитель СБ-1-59, датчик угла СБ-1-11 и крышку левой колонки. Далее следует проверить работу компенсатора, как описано выше, и определить место нуля вертикального круга.

Что мы знаем о приборах, с которыми работаем?
Журнал  "Гис-обозрение" № 3 - 4'99

Eще в конце XIX века венгерский геодезист Тихи ввел в обиход слово «тахеометр», которое в переводе с греческого языка означает «быстро измеряющий». Даже в те далекие времена геодезисты мечтали иметь прибор, который мог бы максимальную часть работы производить в поле и хоть немного уменьшить камеральную обработку.
Но оптические тахеометры имеют свой предел. Прекрасный прибор «DAHLTA» разработанный фирмой «Karl Zeiss Lena» усовершенствовать уже было невозможно.
К середине семидесятых годов в геодезии прочно заняли свое место светодально-меры. Тогда же появились первые модели прототипов тахеометра. Были созданы первые полуэлектронные приборы, где оптический теодолит был оснащен светодальноме-ром («SM-41» Zeiss West Germany; «EOT-2000» Karl Zeiss Iena). .
Затем УОМЗ создал Та-5, который имел общий для теодолита и дальномера корпус, а так же был оснащен панелью управления для ввода значений углов. Это устройство позволяло прямо в поле определять превышения, проложения, приращения. Но все равно это требовало дополнительных усилий и не особенно ускоряло процесс полевых работ. Мощным толчком в геодезическом приборостроении был выпуск электронного тахеометра AGA-136 (Швеция), в котором оптическая система отсчета углов была заменена на электронную. Открылись широкие возможности автоматизации работы геодезистов. Ведь при электронном угловом отсчете информация о значении углов поступает в процессор в виде синуса и косинуса угла. Туда же поступает информация о длине измеренной линии. Все вычисления производятся в процессоре и на индикатор S (наклонная дальность), D (горизонтальное проложение), h (превышение), DX,DY (приращения координат) поступают в виде измеренных величин. Появилась возможность через функцию «arc» выводить значения углов и в градах, и в градусах.
В то же время все первые тахеометры были выполнены экспериментальным путем и имели массу недоработок как конструкторских, так и эксплутационных. Тахеометры были оснащены ручками уровня сигнала, переключателями дальней и ближней дистанции, индикаторы были ламповыми, что затрудняло взятие отсчета в солнечный день и не давало возможности получать графическую информацию. Кроме того, приборы были сделаны не совсем удачно чисто технологически, что приводило к частым отказам. В общем, это было следствием «теодолитной» логики при раз работке прибора. Тогда же образовалась и начала расти пропасть между конструкторами и геодезистами.
Первые пытались сделать свои приборы более удобными в эксплуатации, не зная особенностей полевых работ, а вторые, ничего не смысля в электронике, мало, чем могли помочь разработчикам. В 1984 году японская фирма «NIKON» создала тахеометр DTM-A, совместив его с компьютером и открыв тем самым эру компьютеризированных электронных тахеометров. Стало возможным отказаться от всевозможных переключателей, снабдив тахеометр «меню». Появились и технологические новации. Разные фирмы тли к ним своими путями. Например, большинство из них стали сразу устанавливать дальномеры в зрительных трубах. Дальномеры соединяли с процессором, установленном в колонке прибора, посредством проводки. Но при постоянном вращении трубы провода перетирались и тахеометр отказывал из-за элементарного отсутствия контакта.
Приобретая новый тахеометр или иной геодезический прибор, обязательно справьтесь о наличии ремонтной службы, убедитесь, что есть возможность на месте произвести гарантийное и постгарантийное обслуживание без отправки прибора фирме-изготовителю. К покупке секондхенда надо относится еще более серьезно. Желательно при этом иметь дело со специалистами, имеющими сертификаты на право ремонта данных приборов - этим Вы поможете не только себе, но и им.
Отказов не было только у Zeiss, поскольку педантичные немцы это предусмотрели и еще в SM-41 установили в трубе зеркало, излучение на которое попадало из дальномера, установленного в колонке. Но и у них, также как и у всех были проблемы выхода из строя микропереключателей. От этих неприятностей удалось уйти, заменив проводку токосъемными кольцами, а «микрики» упругой клавиатурой. Большой проблемой оказались и автоматизация уровня сигнала, и надежность переключателя «ОКЗ-дистан-ция». Уровень сигнала регулировался путем изменения тока накачки ФЭУ (фотоэлектронный умножитель), а шторки, имея только два положения: «ОКЗ» и «дистанция», начинали довольно быстро закипать. Но и эту проблему немцы смогли предвидеть, снабдив SM-41 оптическим регулятором сигнала - встроенным аттенюатором, гасящим излишнее излучение. Аттенюатор вращался посредством ручки «уровень сигнала». Вместо шторки был установлен диск с прорезями на моторе, который вращался на 3600 не имея фиксированных положениях на стопорах.
Идея оптического аттенюатора оказалась очень удачной и его стали устанавливать на моторах. Тахеометры «научились» самостоятельно регулировать уровень сигнала. Шторки были заменены на диски с моторами. Постепенно появились удачные общепризнанные наработки.
Когда началась компьютеризация, это не обошло стороной и геодезическое приборостроение. Сначала появились регистраторы информации, позволяющие не ведя полевые журналы запоминать и обрабатывать полученную в поле информацию. Затем тахеометры стали оснащать встроенными регистраторами.
Информацию записывали на электронные карточки, после чего она сбрасывалась на компьютер через адаптер. Для того чтобы избавить геодезиста от необходимости покупки дополнительных устройств, в тахеометрах были установлены гнезда для кабеля соединяющего прибор с компьютером.
Поскольку тахеометр работает с использованием определенных программ, их необходимо хранить в ПЗУ, которые питаются от встроенных аккумуляторов. Когда аккумулятор по истечении 5-7 лет деградирует, программы теряются и тахеометр, не зная, что он должен делать высвечивает «ERROR-20», (Geodimeter) или «ERROR-04» (Zeiss). Такое дело топографа абсолютно не устраивает. Если у «Geodimeter» после камень! встроенного аккумулятора поправки можно вписать только с компьютера через специальный драйвер, то Zeiss оказался более предусмотрительным. У тахеометров Zeiss на внутренних стенках колонок указанны поправки, вписать которые можно с клавиатуры, вручную введя тахеометр в режим тестирования. Начиная с ELTA-50R «Zeiss» стал устанавливать процессоры, не нуждающиеся в питании.
Но техника идет вперед семимильными шагами. Тахеометры очень быстро устаревают. Купленный несколько лет назад прибор не имеет возможностей более молодых моделей.
Появилась идея «омолаживания» тахеометров. В режиме тестирования тахеометров ELTA 50R и более поздних моделей «Zeiss» была введена строка «UPDATE» позволяющая вписать более современную версию программного обеспечения, полученную с интернет-страницы «Zeiss».
Находят все большее применение и полностью автоматические самонаводящиеся тахеометры, снабженные еще и автоматической фокусировкой.
Появились тахеометры способные работать без отражателя на расстояния до 500 метров. Пока эти модели довольно дорогие, но думается, что разработчики найдут возможность сделать их конструктивно более простыми и, следователь]го, снизить цену.
Сегодня геодезист может выйти в поле один без рабочего, провести геодезическую съемку без полевых журналов и, сбросив информацию на компьютер, получить карту. Кроме того, геодезист способен внести в тахеометр программу позволяющую решить любую узкоспециальную задачу и получить результат. Современный тахеометр позволяет сделать планово-высотное обоснование, съемку, обмеры, но не может произвести высокоточного невелирования. В тахеометрах появились огромные функциональные возможности, вследствие чего резко сократилась камеральная обработка, Но тахеометр по-прежнему не способен решить всех геодезических задач и не избавляет от необходимости покупки других геодезических приборов.
Поэтому думается, что разработчики этих приборов порадуют еще геодезистов новыми возможностями. Либо электронный тахеометр в сегодняшнем своем виде исчерпает себя также как и «DAHLTA», а в светлых головах разработчиков родятся идеи более функциональных геодезических комбайнов, которые постепенно вытеснят ставшие нам привычными компьютерные электронные тахеометры.
НЕМНОГО О РЕМОНТЕ
Факт, что лучше всех работают бездельники, мечтающие создать устройство, работающее вместо них.
В нашей стране ремонтные службы геодезических предприятий всегда находились в самом незавидном положении. Механики по ремонту приборов всегда иметь мизерные оклады, будучи заваленными работой «по самое не могу». Администрация предприятий практически не выделяла средств па обучения механиков, покупку оборудования, запчастей, информации. Мастерские всегда делились на электронные, где ремонтировали светодальномеры типа «Блеск» и оптико-механические по ремонту теодолитов и нивелиров. Эти мастерские оказались абсолютно не приспособленными для ремонта современных тахеометров, цифровых нивелиров, GPS-оборудования.
Прогресс в геодезическом приборостроении показал, что к проблеме сервиса надо относиться более серьезно. Механики, сумевшие пойти в ногу со временем, нашедшие возможность попять принципы действия современных приборов и наладившие прямые связи с заводами-изготовителями теперь называются «сервисными инженерами*. Эта работа стала высокооплачиваемой и престижной. Благодаря тому, что администрация большинства аэрогеодезических предприятий так «ласково» относится к своим сервисным подразделениям, она просто потеряла прибыльный бизнес. Его перехватили дилерские компании по продаже приборов, заслужив право диктовать свою политику и условия. Ведь они вложили и обеспечение должного уровня сервиса немалые средства и усилиям. Вместе с развитием приборов увеличивается их технологичность. Кроме того, каждая фирма-изготовитель стремится заработать деньги не только на производстве, но и па ремонте своей продукции. Поэтому создаются всевозможные технологические уловки для исключения постороннего вмешательства в приборы.
Во-первых, каждая фирма имеет свое тест-меню. Вход в эту программу засекречен от пользователя не только потому, что фирма боится потерять прибыль от ремонта. Поскольку в тест-меню можно отъюстировать прибор - значит, по незнанию его можно и абсолютно разладить.
Например, в электронных тахеометрах штрихи лимбов не оцифрованы, поэтому нулевым может быть любой из штрихов лимба. Достаточно вписать в процессор нулевым штрих, расположенный напротив фотоприема при горизонтальной трубе.
Как и простейший дальномер, даже самый мощный электронный тахеометр имеет фазовый цикл, а, следовательно, - циклическую ошибку DDu, а также другие дально-мерные поправки, которые тахеометр учитывает при измерении линий только потому, что они вписаны в его ПЗУ при помощи того же тест-меню.
Компенсаторы современных тахеометров представляют собой ампулы уровней наполненных электролизной жидкостью, что позволяет вводить поправки за наклон оси вращения прибора при помощи изменения сопротивления. Разумеется, каждый компенсатор имеет свою индивидуальную поправку, значение которой также вписывается. Все эти поправки вносятся по определенной технологии, получить доступ к которым можно только па заводе-изготовителе, либо в специализированных мастерских.
Благодаря тому, что доступ к информации очень ограничен и, как правило, его можно получить только в одном месте, сервисные инженеры, работающие в разных странах, лично знакомы друг с другом и поддерживают самые тесные контакты. Ведь кроме технологических существуют еще и экономические проблемы.
Прежде всего, - это запчасти. Купить тахеометр по отдельным запчастям значительно дороже, чем купить его целиком. Поэтому все интересуются, есть ли у кого битый хлам, в котором отдельные платы могут оказаться рабочими.
Во-вторых, если в развитых странах приборный парк н геодезических фирмах постоянно обновляется, то во всех постсоциалистических государствах большинство фирм не может себе позволить приобретение новых приборов из-за их высокой цены. Отсюда вытекает, что первые хотят вернуть себе хоть часть средств на продаже использованных приборов, а вторые имеют возможность приобрести неплохие приборы по значительно сниженным ценам. Но в этой экономике есть очень много подводных скал. Одной из основных является техническое обслуживание и обучение пользованию.
Можно взять как пример соседнюю Польшу. В начале 90-х годов фирма GeoGraf из Щецина стала предлагать б/у «геодиметры», не имея технической базы их обслуживания. Когда приборы стали ломаться, оказалось, что ремонт той же AGA-140 в Дарм-штадте (Европейский центр Spectra Precision, ранее Geotronics) обходится дороже б/у прибора.
Дела GeoGraf были плохи до тех пор, пока в Варшаве Егна Герас не открыл свой частный сервис «Geodimeter» и GeoGraf не заключил с ним договор о техническом обслуживании. Под сервис Гераса дела GeoGraf пошли в гору.
В Чехии продажей подержанных приборов стал заниматься сервисный инженер «Zeiss» Езеф Макса. Прекрасно владея технологией ремонта, Макса поддерживает техническое состояние приборов своих клиентов на высоком уровне, устраняя неполадки в кратчайшие сроки, вследствие чего его фирма пользуется максимальным доверием.
Из всего вышесказанного следует, что, покупая подержанный прибор, следует ориентироваться не только на его цену и фирму-изготовителя. В первую очередь надо знать, где и кто его сможет отремонтиро--вать, порядок стоимости ремонта.
Ни один изготовитель не заинтересован полностью оплачивать сервис в каждой стране, где производится продажа его приборов. Взять тот же Zeiss, чьи приборы работают во всем мире. Если бы Zeiss в каждой стране вознамерился построить сервисный центр, то затраты были бы аналогичны строительству несколько заводов Zeiss.
Поэтому сервисные центры создаются на деньги сервисных инженеров, либо дилеров. И поэтому надежнее всего иметь дело с сервисными инженерами. Кроме всего прочего сервисный инженер даст вам не менее 3-х месяцев гарантии на купленный у него прибор. Как правило, продавая сюда се-кондхенд, благополучный Запад в качестве довеска дает разбитые приборы, обеспечивая тем самым парк запчастей. Поэтому одним очень выгодно продавать секондхенд, а другим - получать б/у приборы для перепродажи, чтобы полученный доход вкладывать в свое развитие.
Этой публикацией журнал открывает новый раздел, посвященный сервису и проблемам эксплуатации и приобретения бывших в употреблении геодезических приборов, который, надеемся, станет постоянным. Если у Вас возникают проблемы с приборами, их ремонтом, обменом или приобретением б/у техники, обращайтесь в «ГИС-обозрение». Мы привлечем к решению Ваших проблем ведущих специалистов в этой области.
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Новости


Добавлена новая книга
про геодезическте приборы.


Добавлена новая книга
про программное обеспечение тахеометров.


Добавлен новый раздел видео

Теперь на сайте доступны рассказы.

Добавлена статья Приборостроение и дилерство в геодезии

В раздел "Мексиканский контракт..." добавлена информация о культуре Мексики. Вы можете посмотреть интересные фото и послушать региональную мексиканскую музыку!

Мексиканский контракт ООО "Фирма Ковалевъ".
"Фирма Ковалевъ" начала широкое сотрудничество с мексиканскими геодезистами и учеными.


Новое программное обеспечение для тахеометров Pentax r-300
DataLink ver. 2.0 и обновления к нему - ver. 2.42
А также специальное руководство.


Добавлены новые статьи

Компания ООО "Фирма Ковалевъ" подписала соглашение на поставку GPS приемников фирмы NAVCOM. В том числе GPS приемников в режиме STAR FIRE SF-2050G/SF-2050M, SF-2040G
Приемники в ближайшее время будут переданы на испытания в регионы Сибири и Дальнего Востока. Параллельно будет производиться их сертификация.


Подробная информация о GPS приемниках фирмы NAVCOM.


Анализ и сравнительная характеристика GPS приемников

DataConvert - Программа конвертации данных для тахеометров PENTAX серии R-300 (x).


Добавлены фотографии нашего сервисного центра


Рекомендуем следующие сайты:
Сайт геодезистов ГУЗа




 

© ООО "Фирма Ковалевъ", 2006
© Ковалев С.В.